Ваш город Москва? Москва

Ваш город Москва?

Двухполосная или трехполосная система? Часть I.

26 июня 2020

В мире любителей автомобильного аудио существует две категории людей: адепты двухполосной (+саб) и трёхполосной (+саб) акустики. Не то, чтобы между ними были какие то адские холивары, но определенная упёртость во мнениях всё же существует. Лично я считаю, что и «двушки» и «трёшки» имеют абсолютно равное право на жизнь, потому что каждая из этих акустических систем имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Попробуем немного окунуться в этот дивный мир.

Классическая двухполосная система состоит из двух пар динамиков – мидбасов и твитеров. Именно с таких систем, как правило, начинается путь любителей автозвука.

Динамики JL Audio C1-650

На фото JL Audio C1-650

Чаще всего в таких системах при настройке я отдаю мидбасу полосу от 50-80 Гц до 2-5 кГц. Соответственно, всё то, что выше – отдаётся на откуп твитеру. Казалось бы, всё в порядке – живи и радуйся. Но есть одна незадача. В подавляющем большинстве случаев мидбасы «прописываются» в дверь автомобиля (маниакально настроенных людей, устанавливающих мидбасы в торпедо на отражение от лобовика, а, тем паче, для работы «в лоб», можно сосчитать по пальцам на всю нашу необъятную). И получается следующая картина: левый динамик (мы говорим о леворульных автомобилях в данном случае) стреляет нам в ухо далеко не на оси, а с жутким отклонением – чуть ли не в 90°. Что, безусловно, сказывается на характере звучания: чем сильнее отклонять динамик от оси, тем сильнее «валятся» средние частоты и всё, что находится их выше. И если на «выше» нам по барабану (там работает твитер), то вот середина для нас более чем критична. СЧ – в целом очень важный и, пожалуй, самый информативный звуковой диапазон. А у нас получается весьма печальная картина: от мидбаса середину мы не слышим, а твитер её играть попросту не умеет.

При этом, правый мидбас играет практически с минимальным отклонением от оси, то есть, «поёт нам прямо в ухо». Таким образом, завала по СЧ там не наблюдается. И это делает разницу в звучании левого и правого каналов категоричной. А разность в звучании каналов – вещь более чем поганая, как минимум о хороших фокусировках можно просто забыть. Да, многие радостно закричат: доворот мидбаса в дверном подиуме всё решит! Не вдаваясь в физику процесса, скажу просто. Нихера это не поможет – я слышал с сотню таких инсталляций и ни разу это не помогло, а чаще делало только хуже. А уж про внешний вид таких торчащих из двери херовин – я просто скромно промолчу. Визуальное наслаждение получат только конченые извращенцы (фу таким быть!).

Также все обстоятельства, связанные с типовой дверной установкой мидбасов, сильно влияют на стабильность высоты звуковой сцены. Как правило, по краям (слева и справа) в «двушках» получаются не самые уверенно очерченные образы, имеющие явную оттяжку вниз к мидбасам.

Конечно, я чрезмерно сгущаю краски и, как правило, все эти проблемы можно решить грамотным подходом к настройке системы, но это требует определенного опыта и навыков. Перед тем, как сказать «и тут на выручку приходит „трёшка“!», я хочу упомянуть довольно эффективную, хоть всё же и полумеру, в виде использования широкополосного излучателя вместо твитера.

Динамики Morel CCWR254

На фото Morel CCWR254

Преимуществом «ширика» является то, что он способен брать на себя чуть «бОльшие тяжести», чем классический твитер, при этом, практически оставаясь в тех же габаритах. Зачастую компактные широкополосные динамики смело начинают «играть» примерно от 400-500 Гц, что упрощает задачу настройки (согласования с мидбасом). Однако, у шириков есть свои недочёты – учитывая их сравнительно небольшой размер, звуковые образы на СЧ тоже получаются «мелкими», что будет сильно кидаться в контраст с «басовыми» инструментами. Физика – это та вещь, с которой в автозвуке (да и вообще в жизни) лучше не спорить. И площадь излучающей поверхности, напрямую влияющую на масштабность звуковых образов, никто пока не отменял: мышь не заставить рычать как лев. Ну и – да, разумеется, самый верх частотного диапазона широкополосники играют, как правило, не так детально, точно и «прозрачно» как классические твитеры. Есть, конечно, исключения из правил – например изделия под именем Bewith, но за такие исключения приходится платить долларом, и платить солидно. Килобакс с гаком за пару малюток – думаю, не все могут себе это позволить, особенно при нынешнем-то курсе)

Автор статьи: Константин Неживенко

Компонентная акустика

Отдельные компоненты

 


 

Статьи