В мире любителей автомобильного аудио существует две категории людей: адепты двухполосной (+саб) и трёхполосной (+саб) акустики. Не то, чтобы между ними были какие то адские холивары, но определенная упёртость во мнениях всё же существует. Лично я считаю, что и «двушки» и «трёшки» имеют абсолютно равное право на жизнь, потому что каждая из этих акустических систем имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Попробуем немного окунуться в этот дивный мир.
Классическая двухполосная система состоит из двух пар динамиков – мидбасов и твитеров. Именно с таких систем, как правило, начинается путь любителей автозвука.
На фото JL Audio C1-650
Чаще всего в таких системах при настройке я отдаю мидбасу полосу от 50-80 Гц до 2-5 кГц. Соответственно, всё то, что выше – отдаётся на откуп твитеру. Казалось бы, всё в порядке – живи и радуйся. Но есть одна незадача. В подавляющем большинстве случаев мидбасы «прописываются» в дверь автомобиля (маниакально настроенных людей, устанавливающих мидбасы в торпедо на отражение от лобовика, а, тем паче, для работы «в лоб», можно сосчитать по пальцам на всю нашу необъятную). И получается следующая картина: левый динамик (мы говорим о леворульных автомобилях в данном случае) стреляет нам в ухо далеко не на оси, а с жутким отклонением – чуть ли не в 90°. Что, безусловно, сказывается на характере звучания: чем сильнее отклонять динамик от оси, тем сильнее «валятся» средние частоты и всё, что находится их выше. И если на «выше» нам по барабану (там работает твитер), то вот середина для нас более чем критична. СЧ – в целом очень важный и, пожалуй, самый информативный звуковой диапазон. А у нас получается весьма печальная картина: от мидбаса середину мы не слышим, а твитер её играть попросту не умеет.
При этом, правый мидбас играет практически с минимальным отклонением от оси, то есть, «поёт нам прямо в ухо». Таким образом, завала по СЧ там не наблюдается. И это делает разницу в звучании левого и правого каналов категоричной. А разность в звучании каналов – вещь более чем поганая, как минимум о хороших фокусировках можно просто забыть. Да, многие радостно закричат: доворот мидбаса в дверном подиуме всё решит! Не вдаваясь в физику процесса, скажу просто. Нихера это не поможет – я слышал с сотню таких инсталляций и ни разу это не помогло, а чаще делало только хуже. А уж про внешний вид таких торчащих из двери херовин – я просто скромно промолчу. Визуальное наслаждение получат только конченые извращенцы (фу таким быть!).
Также все обстоятельства, связанные с типовой дверной установкой мидбасов, сильно влияют на стабильность высоты звуковой сцены. Как правило, по краям (слева и справа) в «двушках» получаются не самые уверенно очерченные образы, имеющие явную оттяжку вниз к мидбасам.
Конечно, я чрезмерно сгущаю краски и, как правило, все эти проблемы можно решить грамотным подходом к настройке системы, но это требует определенного опыта и навыков. Перед тем, как сказать «и тут на выручку приходит „трёшка“!», я хочу упомянуть довольно эффективную, хоть всё же и полумеру, в виде использования широкополосного излучателя вместо твитера.
На фото Morel CCWR254
Преимуществом «ширика» является то, что он способен брать на себя чуть «бОльшие тяжести», чем классический твитер, при этом, практически оставаясь в тех же габаритах. Зачастую компактные широкополосные динамики смело начинают «играть» примерно от 400-500 Гц, что упрощает задачу настройки (согласования с мидбасом). Однако, у шириков есть свои недочёты – учитывая их сравнительно небольшой размер, звуковые образы на СЧ тоже получаются «мелкими», что будет сильно кидаться в контраст с «басовыми» инструментами. Физика – это та вещь, с которой в автозвуке (да и вообще в жизни) лучше не спорить. И площадь излучающей поверхности, напрямую влияющую на масштабность звуковых образов, никто пока не отменял: мышь не заставить рычать как лев. Ну и – да, разумеется, самый верх частотного диапазона широкополосники играют, как правило, не так детально, точно и «прозрачно» как классические твитеры. Есть, конечно, исключения из правил – например изделия под именем Bewith, но за такие исключения приходится платить долларом, и платить солидно. Килобакс с гаком за пару малюток – думаю, не все могут себе это позволить, особенно при нынешнем-то курсе)
Автор статьи: Константин Неживенко