Ваш город Москва? Москва

Ваш город Москва?

Двухполосная или трехполосная система? Часть II.

29 июня 2020

ОК, настало время! И теперь мне пора написать эту фразу. И тут на выручку приходит «трёшка»!

Трёхполосная система, в свою очередь, состоит из трёх пар динамиков – мидбасов, среднечастотников (мидрейнджей) и твитеров.

 

 На фото: Focal PS 165F3, Focal Access 165 AS3, MDLab SP-C17.3

С таким набором нам уже не так страшен мидбас, стоящий где-то  там в ногах – ему отводится роль играть довольно узкую полосу в нижнем диапазоне частот, в которой диаграмма направленности практически «не работает». Среднечастотник становится главным трудягой и берёт на себя основную информационную нагрузку. Имея размер изрядно больше «ширика» (как правило в автомобиле используются СЧ калибра 3-4» против 1,5-2» шириков), такой динамик уже может рисовать пропорционально более верные звуковые образы на сцене. А поскольку из нашего набора, как в случае со связкой «мидбас + ширик» не исчезает ВЧ-излучатель (он же – твитер), с верхом у нас тоже будет полный порядок. Пространство, детальность – всё, как мы любим. К тому же, как правило, СЧ умеют неплохо забегать в диапазон верхней середины, что позволяет немного разгрузить твитер и срезать его чуть выше, чем в «двушке». А это, в свою очередь, даст нам возможность попробовать добавить системе потенциал на «ещё погромче», не боясь спалить к едрене фене твитеры и при этом не пожертвовать общим спектральным балансом.

 Да, основная плюшка трёхполоски – это возможность обеспечить более высокий уровень неискаженного звукового давления. И, нет, в данном случае это — не пёрнуть в микрофон раскатистым гудежом саба, а попросту сыграть музыку громче, чем это может себе позволить «двушка». При прочих равных, конечно (не стоит списывать со счетов такие вещи как чувствительность, предельный ход диффузора у разных динамиков и т.п.). Ларчик опять весьма просто открывается – в трешке больше суммарная площадь излучения (здесь тоже уместно сравнение мыши и льва из прошлой части), да и более узкие полосовые ограничения, как уже я заметил выше, всё же несколько облегчают жизнь динамикам. Одни плюсы? Да, ага, как бы не так!

Первая проблема начинается с попыток установки, да даже с проектировки. Если двухполоску довольно нетрудно органично вписать в интерьер автомобиля, то «трёшка» уже требует более объёмных оперативных вмешательств. Конечно, не всех смущают сиськи (не женские, которые любят все, а автозвуковые — те, которые лепят на стойках), но, согласитесь – мороки с дизайном добавляется, и добавляется изрядно. И далеко не у всех выходит сделать что-то  действительно красивое. Насмотрелся на такое, что аж вспоминать не хочется. Фотографии выкладывать не буду, а то мало ли – оскорблять чувства сейчас не в почёте. Вот и я не буду оскорблять тонкие чувства авторов этих творений, но жуть там была несусветная – гарантирую, вас бы передернуло, как минимум.

Ладно, чёрт с ним, абстрагируюсь от форм и красоты – это личная сексуальная драма каждого. И тут-то и выясняется, что и технических проблем у «трёшек» тоже хватает. Во-первых, не со всеми СЧ-динамиками всё просто в плане их акустического оформления (этот момент мы, пожалуй, разберём в отдельной статье). Ну и, во-вторых, найти удачное место для установки СЧ – тоже та ещё задача: повсюду отражающие поверхности, потенциальные «рупоры» (например, между торпедо и лобовым стеклом) и прочие радости жизни.

 Дальнейшая проблема относится к необходимости в обработке сигнала. В «двушке» нам требуется на каждом из каналов всего четыре раза разрезать сигнал кроссовером (ФНЧ саба, ФНЧ и ФВЧ мидбаса и ФВЧ твитера), в «трёшке» же таких переломных моментов будет уже шесть (добавляются ФНЧ и ФВЧ мидрейнджа). А, каждый раз, когда мы ограничиваем работу динамика кроссовером, убирая «ненужную» часть спектра, мы бесповоротно калечим фазовые и импульсные характеристики системы. Именно поэтому до сих пор идеальной считается система из двух широкополосных динамиков – левого и правого, которые будут перекрывать без «сшива» кроссовером весь слышимый диапазон частот. К сожалению, идеалы недостижимы (но полезны как стимул) и таких динамических головок человечество ещё не изобрело, поэтому всегда приходится искать компромиссы. В данном случае, компромисс – это относительно большое количество излучателей.

Ну и, в последнюю очередь, всё это хозяйство помимо кроссоверов, опять-таки, надо согласовать цифровыми задержками. Понятно, что для опытного настройщика эта задача не столь велика (правильно свести двухполоску зачастую всё же даже сложнее), но для начинающего шансов накосячить будет куда больше. Растеряться во всех этих ползунках и графиках без точного понимания всех взаимосвязей — проще простого.

График настройки аудио

Также не могу не упомянуть о всё реже встречающихся, но, тем не менее, существующих «трёшках» с купольным среднечастотником. И сразу скажу в лоб: рекомендую просто пройти мимо. Купольник особо низко не играет, имеет не самую удобную для автомобиля диаграмму направленности, редко держит порядочную громкость. Хотя – да, чуйка у них, как правило, хорошая и при их установке меньше мороки с подбором акустического оформления. Но в общем и целом – в пень. Диффузорник – наше всё!)))

Динамик — Не твой БРО

Автор статьи: Константин Неживенко

Компонентная акустика

Отдельные компоненты

Процессоры

 


 

Статьи