В последнее время, любители автозвука собирают системы в основном для того, чтобы получить максимально возможную громкость. В первую очередь это желание заявить о себе, о своем автомобиле и о музыке, которую, сам он слушает.
Для этого достаточно иметь пару эстрадных динамиков, работающих в СЧ диапазоне, пару рупорных твитеров, и сабвуфер, работающий как можно ниже, для создания максимально возможного звукового давления. Соответствующий усилитель или два – в зависимости от комплектации – и все готово!
Однако, через некоторое время, насыщение громким звуком проходит и внезапно, владелец такой системы обнаруживает, что в общем звучании имеется существенный провал. И вроде все принципы построения системы соблюдены – ВЧ (рупора), СЧ ( «эстрадные» широкополосники), НЧ (сабвуфер) компоненты присутствуют, но
А нехватка заключается, как ни странно, именно в басовой составляющей. Да-да. Все дело в отсутствии еще одного важного компонента под название мидбас или мидвуфер. Это динамик, работающий в своей полосе частот, в среднем, обычно от 60Гц до 500гц.
Тут, как мне кажется, требуется сделать некоторое пояснение. В домашних условиях, например, весь необходимый нам спектр частот мы можем получить с трехполосной пары колонок, где за каждую частоту отвечает свой излучатель, плюс расположение акустических систем – прямо перед нами, «в лицо». И, при соблюдении известной стереобазы, наслаждаемся музыкой в полной мере.
В автомобиле же, такого пространства у нас нет. Добавьте к этому еще несколько факторов:
Во-первых, в автомобиле, в силу понятных причин, сабвуфер располагается в багажнике — в салоне для него попросту нет места. Он находится на некотором расстоянии от слушателя и зачастую отделен от салона, спинками задних сидений.
Во-вторых, частотный диапазон, в котором, работает сабвуфер такой системы находится в разделе от комфортного в 40Гц (а чаще 32-35Гц) и ниже, для большей глубины баса и достижения нужного давления.
В третьих, «эстрадные» фронтальные динамики, в силу своей конструкции, в среднем, рассчитаны на воспроизведение басовой составляющей не ниже 100 Гц. В силу такого расположения компонентов в автомобиле, на месте прослушивания и получается тот самый провал в звучании.
Решение есть. Заполнить нехватку среднего баса можно подбором и установкой динамиков, играющих соответствующем частотном диапазоне. Сейчас почти каждый производитель «эстрадных» динамиков имеет у себя, как минимум пару таковых. Называются они, как уже говорилось ранее – мидбас или мидвуфер.
Однако не стоит при этом забывать, что эти динамики по-прежнему остаются т.н. «акустикой дальнего поля», со всеми своими особенностями. О ней мы писали ранее в нашем блоге, в статье «Качество или эстрада». Обязательно учитывайте этот фактор. Помимо балансировки общего звучания, и выравнивания общей АЧХ вы получаете еще одну необходимую и важную составляющую звука – басовую атаку.
Атака в звуке – это способность динамика реагировать на изменение уровня и частоты сигнала. С максимальной скоростью и с максимальной же, амплитудой.
В случае с басом мы получаем четкий, динамичный, акцентированный «пинок» барабана, рельеф бас-гитары, да и в общем, наблюдается значительное улучшение динамики, драйва и «качовости» музыки. Фронтальный бас достижим, если мидбасы хорошо отрабатывают басовую атаку, заполняя провал в нч диапазоне, и при этом не имеют большой временной разницы в амплитуде с работающим сабвуфером. Даже в случае с «давящим» басом сабвуфера, басовая атака фронтальной пары помогает получить более точную звуковую картину и позволит насладиться звуком в автомобиле (и за его пределами!) в полной мере.
Автор статьи: VK Алексей Карпухин
Другие статьи:
«Двушка» или «трёшка»? Часть I.
«Двушка» или «трёшка»? Часть II.
«Двушка» или «трёшка»? Часть III. Выводы.
Железо: