В нашей новой статье, речь пойдет не о полосовом фильтре (хотя, как ни странно, в конечном итоге, это он и есть), а об одном из видов акустического оформления для сабвуфера, как по мне, незаслуженно подзабытом и, ныне обойденным вниманием, в нашей с вами непростой, автозвуковой жизни. На мой взгляд, проблема заключается в том, что конструкция этого типа акустического оформления довольно сложна в исполнении и требует тщательного подхода к выбору размеров короба, его демпфированию, а также, настройке порта. Чаще всего в магазинах можно встретить только готовые решения — от производителя НЧ динамиков.
Что это?
Разберем, что же такое бандпасс короб на примере сабвуфера Alpine SBG-1244BP. Короб состоит из двух камер. В одной из них, полностью закрытой (она называется задней), размещен НЧ динамик, а другая (передняя) имеет фазоинверторный порт.
Камера где установлен динамик, герметична и резонансная частота, и добротность зависят от ее объема. Вторая камера, резонансная, в которой, расположен фазоинверторный порт, собственно и есть фильтр, и источник звука.
При такой конструкции короба, сабвуфер способен воспроизводить очень глубокий бас, демонстрирует прекрасную динамику, высокий уровень производительности и нетипичное давление и громкость, при относительно невысокой стоимости самой НЧ головки (здесь Alpine SWG-1244).
В этом, конкретном случае приводится одна из самых распространенных среди производителей готовых сабвуферов конструкций — бандпасс четвертого порядка. Порядок определяется количеством камер и фазоинверторных портов. Сами порты, бывают, параллельными – отдельно, для каждой из камер, или последовательными, где порт из одной камеры, выходит в другую. Надо сказать, что нередки готовые, «заводские» сабвуферы шестого и даже восьмого порядка. Существуют конструкции с двумя или тремя НЧ головками. Например, из имеющихся у нас в наличие, немецкий сабвуфер AudioSystemR12 BP2 с двумя НЧ головками R-серии, трехкамерным резонатором и одним, общим фазоинверторным портом. И обратите внимание на цену!
В недавнем прошлом, в России, была популярна продукция фирмы Audiobahn, в ассортименте которой, было большое количество таких сабвуферов — бандпасс — с различным типом порядка.
При обсуждении или описании этого вида сабвуферов принято перечислять плюсы и минусы такой конструкции. Мы не будем исключением и надеемся, что эта статья поможет вам сделать правильный выбор.
Плюсы:
Чистый, глубокий бас.
Громкость.
Давление.
Высокий КПД. По сравнению с классическими, портированными коробами.
В силу меньших амплитудных колебаний, динамик подвержен меньшему износу.
Правильный естественный фильтр.
Относительно низкая стоимость пары сабвуфер\усилитель.
Рэп, хард-рок, хеви металл — с этими стилями музыки сабвуфер показывает наилучший результат.
Минусы:
Сложность расчетов короба. И фазоинверторного порта в особенности.
Велика вероятность получить «гудеж» на инфранизких частотах и поэтому, усилитель обязательно должен иметь фильтр «subsonic».
Тщательное согласование и настройка пары сабвуфер\усилитель.
Работа в узкой полосе частот. При попытке расширить полосу наблюдается падение эффективности.
Минус, который был плюсом (!) – в силу все тех же самых меньших амплитудных колебаний, и при большой акустической нагрузке, динамик можно легко вывести из строя. (Проблемы можно избежать «правильным прослушиванием „с головой“!)
Не подходит для «клубной» музыки.
В наших краях (а не во Флориде, например) или в зимнее время, бандпасс сабвуфер будет прекрасным и недорогим выбором на «повседнев».